История усадьбы Пущино насчитывает более 400 лет. Ее владельцами в разное время были известные на Руси фамилии — Пущины, Арцыбашевы, Афросимовы, Перловы, Каштановы. Впервые она упоминалась еще в писцовых книгах ХVI века, будучи имением Агафона Даниловича Пущина. В первой половине XVII века ею владел Константин Михайлович Пущин, затем отставной майор Яков Иванович Арцыбашев, который возвел двухэтажный кирпичный дом с антресолями в стиле строгого классицизма. Он же построил здесь целый усадебный комплекс: главный дом, хозяйственные постройки, церковь Успения Богородицы, парк с аллеями и каскадом из трех прудов.
В XIX веке, когда усадьба принадлежала Афросимовым, частым гостем ее был композитор Александр Алябьев, влюбленный в хозяйку — Екатерину Афросимову. Вдохновленный волшебным местом, он в 1836 году сочинил здесь свою «Итальянскую арию для скрипки и фортепиано». В оставшиеся полвека до Октябрьской революции усадьба была владением купцов, благотворителей и фабрикантов. После революции 1917 года она превратилась в сельскую больницу. А в 1971 году, когда больницу перенесли в новое, специально построенное для нее здание, усадьба опустела, и жизнь исторических стен начала угасать. Лишь в 1928 году во время съемок фильма по повести А. Н. Толстого «Хромой барин», да еще в конце 1970-х, когда Никита Михалков снимал здесь фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» и финал фильма «Несколько дней из жизни Обломова», усадьба воспрянула духом.
Усадьба Пущино является памятником архитектуры федерального значения, но единственное, что в состоянии делать местные власти для ее сохранения, — это собирать фрагменты сбитых белокаменных деталей первоначального украшения дома, балясин ограждения балконов и лестниц и т. д. и пополнять выставку в центральной городской библиотеке. В 2001 году усадьба вошла в Федеральную целевую программу «Культура России (2001-2005 гг.)». Выделенные из федерального бюджета 300 тысяч рублей были потрачены на проект реставрации Главного дома усадьбы «Пущино». Но дальше этого дело не пошло.
Ныне от прудов остались лишь пустые глазницы без воды. О былом величии усадьбы напоминают только вековые липы в парке, который парком язык не поворачивается назвать. Среди высоченной травы еще можно разглядеть ступеньки, ведущие от берегов реки Оки до главного дома усадьбы. Церкви уже давно нет, как и склепа «графа Арцыбашева» рядом с ней…
ПС. Спасибо Кате Севрюковой за интересный текст! Источник тут.
Комментариев нет