Посещение танкового музея в Кубинке — это экскурс в историю танкостроения, историю Красной армии, мировую историю ХХ века.
Первые советские попытки разработать танк были предприняты в 1914-1915 гг. инженером Николаем Лебеденко. Он построил самую крупную бронированную сухопутную боевую машину. О том, какая участь постигла его изобретение, мы узнали, посетив музей истории танка Т-34, что в деревне Шолохово, близ города Лобня, и уже писали об этом вот тут.
С тех пор танкостроители занимались своим делом более успешно, и плоды инженерной мысли наших ученых помогли нам одержать победу во Второй мировой войне. Самыми популярными машинами Красной Армии были танк Т-34 и самоходная установка СУ-76М. В 1944 г. выпустили очень популярный тяжелый танк ИС-3 — «Иосиф Сталин». Сталин не успел повоевать в Великую отечественную войну, но поучаствовал в победном параде в Берлине 7 сентября 1945 года и в 50-х гг. помогал египтянам бить израильтян в местном конфликте.
Особое место в ряду бронетехники времен Великой отечественной войны занимают танки под названием «Димитрий Донской». 7 марта 1944 года была сформирована колонна таких танков имени Димитрия Донского, построенных на деньги, собранные Русской православной церковью. Это произошло в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки. Танковая колонна, прибывшая прямо из цехов Нижнетагильского танкового завода, состояла из двух типов танка Т-34: 19 танков новой, усовершенствованной модели Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34. На башнях всех 40 танков были аккуратно выведены слова: «Димитрий Донской».
Советских экспонатов в Кубинке великое множество:
1 павильон — Тяжелые танки
2 павильон — Средние танки (некоторые даже умеют пулять ракеты)
3 павильон — Легкие танки
4 павильон — Бронеавтомобили и бронетранспортеры (очень похожи на танки, только на колесах, а не на гусеницах, некоторые даже умеют плавать)
В луже красуется Мотоброневагон «МБВ» (не путать с БМВ).
В музее представлено много танков-экспонатов, выпущенных в качестве опытного образца, которым даже не удалось побывать в боях.
Еще три павильона (5, 6, 7) посвящены «буржуйским» танкам, которые не могут равняться с советскими/российскими образцами танкостроения ни по огневой мощи, ни по броневой защите, ни по вооружению, ни по подвижности, ни по надежности!
Из отличившихся «буржуев»:
Шведы в 1961 году выпустили единственный в мире «безбашенный» танк Stridsvagn 103 (Strv-103). Танк выпускался фирмой Bofors в трех модификациях до 1971 года. Пушка жестко устанавливалась в корпусе. Ее наведение по вертикали осуществлялось путем изменения клиренса носовой и кормовой части машины, а по горизонтали — поворотом танка. Управление машиной в движении и стрельба из орудия и пулеметов осуществлялась одним членом экипажа — механиком — водителем — наводчиком (всего в танк влезало трое). Прицельный огонь можно было вести только из неподвижного танка. Высокая скорострельность орудия (15 выстрелов в минуту) обеспечивалась автоматом заряжания. Машина способна была преодолевать водные преграды с помощью средств увеличения водоизмещения и перемотки гусениц. Всего было изготовлено 335 таких танков.
Французские танки в начале XX века выпускались фирмой Renault при активном участии ее хозяина Луи Рено. В танке Char Leger Renault FT 17 вооружение впервые установлено сверху во вращающейся башне. Выпускались четыре модификации — пулеметная, пушечная, сопровождения и радиофицированная. К Компьенскому перемирию 11.11.1918 г. было изготовлено 3177 танков, хотя общий заказ составлял 7800 единиц. В период между двумя мировыми войнами в многочисленных вариантах танк состоял на вооружении 22 государств и участвовал в различных военных конфликтах. Производился по лицензии в США и Финляндии. В танк влезало 2 члена экипажа.
Немецкие конструкторы все свои усилия приложили на создание танка, превосходящего советские машины. Так, летом 1942 г. конструкторское бюро фирмы Porshe начало работу по созданию сверхтяжелого танка с электротрансмиссией. В январе 1943 г. полноразмерный деревянный макет танка продемонстрировали А. Гитлеру (ему понравилось, гигантское сооружение весом 186 тонн окрестили «Мышонком»). В танке могло одновременно находиться шесть человек. Летом 1944 г. два изготовленных образца подверглись ходовым испытаниям, но поучаствовать в войне танкам так и не удалось. В апреле 1945 г. на Куммерсдорфском полигоне немцы сами подорвали имевшиеся образцы, которые попали в руки советских войск.
Канадцы выпускали бронированные «снего-луно-ходы», которые обладали повышенной проходимостью по снежной целине и болотам.
Самые лучшие американские танки выпускал Chrysler на протяжении многих десятков лет
Американский танк «Стюарт» (М3) — самый многочисленный легкий танк в истории мирового танкостроения. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска. Всего было построено 23 685 танков этого типа. Во Второй мировой войне «Стюарт» активно использовался войсками США, а также в значительных количествах поставлялся по программе «ленд-лиза» в Великобританию, СССР, Китай, войскам «Свободной Франции» и Народно-Освободительной армии Югославии. После войны устаревшие к тому времени, но всё ещё многочисленные «Стюарты» продавались во многие другие страны, в некоторых из которых они состояли на вооружении до 1990-х годов.
Тэги: Минское шоссе, Можайское шоссе
8 комментариев
15.12.2008 из 18:22
Petr
Отличный рассказ получился Спасибо!!!
Только не уверен, что танк Лебеденко был первым. Может быть он был первым проектом доведенным до опытного образца.
16.12.2008 из 00:38
lowlander
Этот танк кое-где считается первым русским (для советского он рановато все-таки построен), но он на самом деле либо второй, либо один из двух первых, потому что его придумали в 1914 и начали строить и испытывали в 1915, и примерно тогда же был придуман танк Пороховщикова, но тот был покомпактнее и на гусеницах, и испытывали его тоже в 1915 году, причем успешно, а колесный танк Лебеденко застрял тут же. Но гусеничный (потом гусенично-колесный) танк Порохорова был слишком сложным в производстве, поэтому его тоже не производили для реального примеменения.
16.12.2008 из 00:57
Petr
а как же танк Менделеева? Думаю если поинтересоваться окажется что еще Кулибин танк изобретал.
А что это у Вас товарищ «нет я не оператор лунохода» путаница в фамилиях то ли Пороховщиков то ли Порохоров? До сих пор не рассекретили чела?
16.12.2008 из 01:03
lowlander
Черт его знает, у меня еще и примеменение. в клавиатуре батарейка садится, и модуль правописания беспредельничает. Возможны рецидивы.
16.12.2008 из 01:06
lowlander
Да, и он все-таки Пороховщиков. Насчет танка не знаю, а вертолет изобрел Леонардо. Да Винчи который.
16.12.2008 из 01:09
Petr
Леонардо вообще «наше все». Чего он только не изобрел.
16.12.2008 из 01:09
Petr
и танк кстати тоже изобретал
16.12.2008 из 20:06
pelolargo
Ого, ну вы и устроили диспут! =)
мне в Кубинке тоже понравилось. Удалось даже немного полазить по одному из танков, стоящих за павильонами.
Еще повезло понаблюдать тренировочные полеты с элементами высшего пилотажа военных самолетов. Очень впечатляет.