Поездка Углич — Мышкин. День первый. Углич

Проснувшись ни свет ни заря и позавтракав высококалорийной котлеткой с зеленым горошком, мы отправились в Углич. От Алтыново, где находился наш санаторий, до Углича всего 5 километров. За рулем сидела Татьяна. Теплый воздух трепыхал наши щеки и волосы. День обещал быть жарким.

На въезде в город нас поджидала первая достопримечательность — Угличский гидроузел. Гидроузел состоит из двух основных объектов: ГЭС с примыкающими водосливной плотиной и мостом и однокамерного шлюза с судоходным каналом. С моста открывается вид на ансамбль Угличского кремля. Тут мы сделали первую вылазку из машины, чтобы сделать парочку фото на память.

Угличский гидроузел

Следующей остановкой стала Успенская площадь в центре Углича. Здесь мы оставили нашу быстроходную лошадку и отправились пешком до Кремля.

В Кремль ведет Соборный (Никольский) мост. В древние времена он соединял кремлевский мыс, окруженный глубоким рвом, с остальным городом. А сейчас Соборный мост формирует ансамбль центральной площади.

Соборный (Никольский) мост

Мост пройден, перед нами — Спасо-Преображенский собор, главный храм Углича, и его колокольня.

Спасо-Преображенский собор

История этого собора начинается на рубеже X-XI веков. По легенде ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии ставший святым, строит в подвластном ему Угличе деревянный соборный храм Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы, ставший одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси. Потом в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью строится новый Спасо-Преображенский собор. Он и становится навсегда главным угличским храмом. В течение последующих столетий храм неоднократно перестраивался. И последнее его обличье было создано в 1700-1706 гг.

Немного побродив по территории Кремля и потыкавшись в разные двери в поисках кассы Государственного историко-архитектурного и художественного музея, мы попали в Богоявленский собор. С виду собор производит впечатление обычного казенного дома. Единственное, что может указать пытливому туристу на принадлежность здания к церкви, — купол с главкой и крестом над входом. Сейчас в этом здании находится картинная галерея музея с постоянной экспозицией искусства XVIII — XIX веков.

На мой взгляд, самое интересное в этом музее — музыкальное сопровождение.

Никогда еще мне не приходилось рассматривать картины и экспонаты под акапелльное исполнение «Подмосковных вечеров» ансамблем духовной музыки. Впоследствии оказалось, что они всего лишь репетировали. Спустя некоторое время нас пригласили на небольшой концерт. Он состоял из трех номеров, включая «Подмосковные вечера». Пели здорово, а главное — недолго.

Следующим пунктом осмотра стали Палаты угличских удельных князей. Это уникальный памятник архитектуры, одно из древнейших сохранившихся до наших дней жилых зданий России. Невероятно красивое здание! И даже, несмотря на то, что от его «старой версии» мало что осталось, а большое крыльцо и «кирпичный» стиль — результат реставрации, впечатление производит неизгладимое!

Палаты угличских удельных князей

С 1584 по 1591 гг. здесь жил царевич Димитрий, последний отпрыск правящей династии Рюриков. А сейчас на первом этаже Палат размещается отдел истории XVI-XVIII вв., а на втором — выставка иконографии царевича Димитрия и мемориальных вещей. Кстати, по одной из легенд царевич Димитрий погиб, поранив себя в приступе эпилепсии ножом, которым он играл. И почти на всех иконах, которые мы видели, царевич Димитрий изображен с ножом в руке.

Церковь Царевича Димитрия «на крови»

Следующим этапом осмотра Кремля стала церковь Царевича Димитрия «на крови». Из названия понятно, что церковь имеет трагическую историю создания. Она стоит на том самом месте, где по легенде пролилась кровь царевича. Построена была в настоящем виде в конце XVII века. Из исторических реликвий здесь хранятся: слюдяной фонарь, «ссыльный» колокол с отрезанным ухом и вырванным, но теперь уже вставленным обратно языком, носилы и рака, в которых в начале XVII века переносили мощи царевича Димитрия из Углича в Москву. На одной из стен церкви изображены сцены убиения царевича, набатный звон «ссыльного» колокола после убийства, расправа горожан с убийцами, перенесение мощей Димитрия в Москву.

Последнее место, куда нам следовало попасть согласно купленным билетам, — постоянно действующая выставка художника Сергея Симакова (ныне отец Сергий, настоятель церкви Архангела Михаила «что в бору»). Мы попали. Понравилось. Картины производят приятное впечатление (как и все, что попадалось нам в Угличе) прежде всего своей продуманностью, как смысловой, так и изобразительной: точность образов и точность линий. Я даже углядела в одной из картин вид Москвы — Новодевичий монастырь в соседстве с ТТК. Но никто мне не поверил. Коренные москвичи и просто знатоки Москвы усомнились в том, что я вообще когда-либо бывала на ТТК и в Новодевичьем монастыре.

Итак, с Кремлем покончено! Настало время невероятных музеев Углича.

Первой на нашем пути возникла бывшая городская публичная библиотека, находящаяся на той же Успенской площади аккурат на полпути между главным ансамблем Кремля и постоянно действующей выставкой Сергея Симакова. Теперь в этом чудном деревянном строении, выкрашенном в желто-белые цвета, находится Музей городского быта.

Музей городского быта

В музее можно увидеть множество повседневных предметов, которыми пользовались наши предки, начиная от столовых приборов и заканчивая приспособлениями для шитья. Также здесь реконструированы различные комнаты дворянского или купеческого дома: столовая, кабинет, гостиная, девичья комната. В нижнем этаже располагается вроде как старинная чайная. Там можно заказать чаепитие с самоваром, плюшками и цыганскими песнопениями. В общем, любой каприз за ваши деньги, только что нет бурого мишки в красной косоворотке…

После столь насыщенного утра необходимо было подкрепиться. В поисках вкусной и полезной пищи мы проехались на нашей быстроходной лошадке по главной улице Углича — Ярославской. И обнаружили на ней Пожарную каланчу.

Из кратких, но частых Татьяниных экскурсов в историю Углича, мы поняли, что город довольно часто страдал от огня. Практически все церковные и казенные здания неоднократно возводились заново после перенесенных пожаров.

Думаю, каланча является постоянным напоминанием жителям Углича об осторожном обращении со спичками.

Вообще, Углич — удивительно уютный, умиротворенный и старый город. Со времен польско-литовской интервенции здесь не было войн. Поэтому большинство домов сохранились с XVII-XVIII веков. Что ни дом — то историческое здание, принадлежавшее тому или иному зажиточному купцу или дворянину. В центре города практически нет новых построек, а на окраинах самый высотный дом, который мы увидели — кирпичная пятиэтажка. Нет кричащих биллбордов, рекламы, модных строений из стекла и бетона. Время замерло, гламур и мода, так же как и войны, не коснулись этого города. Немногочисленные фирмы и офисы располагаются в старинных домах, и их скромные вывески и не нарушают общей гармонии города.

Каменные здания, как правило, в полтора этажа, т.е. окна нижнего этажа раза в полтора меньше окон верхнего этажа, и украшены обычно различными пилястрами, сандриками, поясками и изразцами.

Деревянные здания примечательны резными оконными наличниками, а обязательный элемент крыш — светёлка. С виду это такой маленький домик, пристроенный с лицевой стороны крыши непонятно для кого (для домового?). Светёлка обычно тоже украшена резьбой, бывает даже что-то наподобие балюстрады, в окошке светёлки занавески, а на подоконнике — цветы. Вот такой домашний уют.

Итак, устав от впечатлений и проголодавшись, мы все-таки отправились в ресторан. Ресторан называется «Лада» и находится в здании гостиницы «Углич». Божественная солянка, Цезарь, фаршированные помидоры и мясо по-милански утолили аппетит трагладитов и ободрили их дух. Трагладиты повеселели и двинулись к музеям.

Музей кукол, музей тюремного искусства и музей русской водки располагаются по-соседству друг с другом — на улице Ольги Берггольц.

Все музеи частные, занимают небольшие помещения, экспонаты там сидят, лежат или стоят друг на друге. Но это даже хорошо: можно оценить всю экспозицию одним взглядом, а потом уже рассматривать детали.

В Музее кукол можно увидеть множество кукол из папье-маше и слоеного теста. Все куклы изготовлены одним талантливым человеком — Ольгой Павлычевой. Она придумывает их сама, начиная от образа и заканчивая одеждой. Есть даже куклы — знаки зодиака.

Затем мы посетили интереснейший музей тюремного искусства. Основал музей некий адвокат. Все работы изготовлены руками заключенных из подручных материалов. Есть игральные карты, изготовленные из обычных газет. Есть удивительные портреты, нарисованные шариковой ручкой на тюремных полотенцах или простынях. Есть гитары из бумаги, которые звучат! Есть поделки из хлебного мякиша, вырезанные из дерева нарды, собранные из подручных материалов радиоприемники. Также для тех, кто интересуется, есть различные кустарные приспособления для грабежей и убийств.

В соседней комнате оборудована тюремная камера. Комната 2×2 метра. Бетонные стены и пол, настоящие нары из настоящей тюрьмы, стол, стул, умывальник и параша. Сидят двое заключенных в полосатых робах. Один на стуле, второй на нарах. Страшно, однако!

В музей русской водки мы не пошли. Этому решению способствовала очередь в кассу — водочный ларёк, где основная масса людей приобретала отнюдь не пропуск на экспозицию. Интересно, кто решил билеты в музей продавать вперемежку с бутылками водки?..

Далее быстроходная лошадка повезла нас к музею мифов и суеверий. Нажав на кнопочку звонка возле калитки и подождав минут десять, мы попали во двор этого замечательного музея.

Музей мифов и суеверий

Перед нами предстало древо желаний, увешанное тряпочками, ниточками, пакетиками и другими отходами. У нас отходов не нашлось, и мы остались без желаний. На тыне (плетне), окружающем двор, висели горшки, кувшины и черепа неопознанных животных, возможно, коров.

В сенях уютно расположился гроб с костями какой-то древней ведьмы, которую убили, вогнав осиновый кол в сердце. А внутри дома нас поджидали Баба Яга, птица Сирин, кикимора болотная, домовой и еще много всякого добра и зла из русских народных сказок. Фигуры этих чудищ сделаны из воска руками авторов музея, а кости и гроб настоящие.

После музея мы отправились по архитектурным достопримечательностям Углича.
Нами были тщательно осмотрены и сфотографированы Алексеевский, Воскресенский и Богоявленский монастыри, церкви Казанская, Корсунская, Рождества Иоанна Предтечи, Царевича Димитрия «на поле», а также увидены почти все старинные административные, общественные и жилые здания и прослушаны их истории.

В целом, город Углич — яркий, своеобразный, гостеприимный и уютный. Музеи маленькие, нескучные, с большим количеством интересных вещей. Храмы и здания — старинные, красивые и богатые. Правда, посетить все достопримечательности в один день стоило огромных усилий.

Под вечер у меня было ощущение, что ни один закоулок Углича не остался неохваченным, и ни одна минута не пропала даром.

Всё успели! И даже покататься вечером на великах…

Тэги: ,

Комментариев нет